Ну а теперь – самое интересное. Фразы. Т.е. Нотные
последовательности, лежащие, в данном случае, в пределах пентатоники, которые
часто используют гитаристы для построения соло партий.
1.Ну, пожалуй, самая запоминающаяся и "слышымая" в соло
фраза(в данном случае в Am/C):
e|-12--10p8-10-
B|-------------
G|-------------
Последние три ноты играем триплетом. Первую можно взять
слайдом.Используется и в минорных и в мажорный пентатониках в середине
партии, как правило, "в самом разгаре" соло. Создает ощущение
"чего-то, зовущего вдаль". Эта фраза часто создает почву, чтобы перейти
к более высокой октаве. Переход можно совершить следующим образом(в Em/G):
e|-------------------------------------------------------------------
B|--------------------------------17--15-----------------------------
G|-16--14p12-14--16--12-------12-------------------------------------
D|-----------------------12h14---------------------------------------
A|-------------------------------------------------------------------
E|-------------------------------------------------------------------
\______/
триплет
2. Можно сказать, "классическое"
вступление. Bob Daisley E Lee – из
группы Оззи Озборна и Jimmy Page его часто использовали в своем
творчестве. Для С(Am):
e|---------------------- ----------------------------
B|---------------------- ----------------------------
G|---7b9r7--5--7-------- или
же ---7b9r7--5--9--------------
D|---------------------- ----------------------------
Отличный
прием. Лучше использовать для мажорных пентатоник.
3. Начало рок-н-рольной последовательности. Вообще-то, рок-н-рольные соляки
лучше создавать на основе чего-нибудь покруче пентатоники, но некоторые
умельцы, я думаю, изучив только пентатонику, уже смогут играть более-менее
приличные рок-н-рольные партии. Для таких умельцев табулатура традиционного
рок-н-рольного вступления (Johnny B Good
слыхали? А вообще рок-н-рол?) в ля мажоре:
e|-----------5---------- -5-5-5-5-5-
B|-----5--7--5----------
а можно и -5-5-5-5-5-
G|-/6-------------------
продолжить -----------
D|---------------------- -----------
4. Быстренькое звукоизвлечение в нисходящем
направлении.
Частенько, в произведениях рок, хард рок и металлического
характера можно слышать приемчик, создающий впечатление "падения вниз".
Смысл заключается в переборе нот последовательностями(от 3 до 7 нот), каждый
раз начиная все от более низкой ноты пентатоники(помните упражнение?).
Количество нот в последовательностях может быть неодинаковым. Чтобы исполнять
этот прием надо уметь достаточно быстро перебирать пальчиками по грифу,
поэтому применять его стоит, только имея значительные навыки игры. В качестве
примера приведу вырезку из одного очень известного произведения группы Led Zeppelin (в Am),которое, правда немного
выходит из пентатонической последовательности:
e|------5---------------------
B|--------8-5-----------------
G|-/9---------7-5---7-5-------
D|----------------7-----7-5---
A|--------------------------8-
E|----------------------------
Играть
очень быстро. По возможности используйте хаммер и пул-оф. Можно использовать
в качестве начала соло партии(автор примера так и делает).
5. Напористое звукоизвлечение в восходящем
направлении.
Вообще-то это по сути описанный выше прием, но только
производимый в обратном направлении – от низких нот к высоким. Но только не
возвращайтесь при игре в сторону низких нот более чем на одну(оптимальное
количество нот в последовательностях – две-три) или вообще не возвращайтесь,
иначе соло будет казаться не напористым, а спокойным или более мягким. Стоит
также давать немного звучать последней ноте в каждой последовательности. В
качестве примера привожу табулатуру части соло из песни Оззи Озборна LA
Tonigt(очень советую послушать перед тем как играть). Отличная соло
партия, сыгранная в рамках пентатоники, содержит все ее основные приемы игры.
Итак кусок из этого соло(C):
e|-------------------------------------------------------------------
B|-8h11-8------------------------------------------------------------
G|---------9-5--5h7p5---5-7—-7-9--9-12-9p7-5-------------------------
D|--------------------7----------------------------------------------
A|-------------------------------------------------------------------
E|-------------------------------------------------------------------
\трип./
\трип./ \ необходимая /\трип./
нам часть
Играя всего три последовательности по две ноты в каждой и заостряя
на этой части партии внимание(путем более энергичного звукоизвлечения),
гитарист добивается того, что этот пассаж выходит в соло на передний план и
звучит необыкновенно красиво. Стоит заметить, насколько необходимо уметь
играть триплетами(и вообще активно использовать хаммер и пул-оф), если даже в
таком маленьком отрывке триплеты встречаются три раза!
6. Завершение мажорной
последовательности.
Для С:
G|----------------------
D|--7--5-----5----------
A|--------7-----7--5--3-
E|----------------------
Так
это делали Битлы(Let It Be).
А
можно и немного по-другому:
D|------------
A|--7--5--3-3-
E|------------
7. Завершение рок-н-рольной последовательности.
Ну
коли умеем начать, должны уметь и кончить(А):
e|----------------------
B|--7--5----------------
Ноту в скобках извлекать необязательно.
G|--------6-(6)---------
D|-----------7----------
8. Завершение минорной
последовательности
на тонику.
Это
чудо можно осуществить несколькими способами. Способ первый – закончить игру
более низкой нотой, которой будет тоника. Попробуйте вот так(для Am):
E|----------------------
B|----------------------
Так как этот прием используют все,
G|--9--7--5-------------
кому ни лень, то выучите его и Вы.
D|-----------7----------
Вариаций
на эту тему - уйма(попробуйте и другие последовательности тех же нот перед
тоникой). Вариант второй – перед тоникой сыграть ноты, лежащие ниже нее(для Am):
G|--5-------------------
D|--------5--7----------
Для красоты можно дать позвучать ноте перед
A|-----7----------------
тоникой, а тонику взять слайдом вверх.
E|----------------------
Можно
также закончить соло взятием тоники, лежащей на октаву выше (в последних двух
примерах мы бы сыграли ноту не на седьмом ладу струны D, а на
десятом ладу струны B).
Это все, что я хотел вам
сказать по поводу пентатоники. Хорошо(очень хорошо) потренировавшись, можете
переходить к следующему разделу.
|