Пентатоника

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Фразы

 

Ну а теперь – самое интересное. Фразы. Т.е. Нотные последовательности, лежащие, в данном случае, в пределах пентатоники, которые часто используют гитаристы для построения соло партий.

 

 

1.Ну, пожалуй, самая запоминающаяся и "слышымая" в соло фраза(в данном случае в Am/C):

 

e|-12--10p8-10-

B|-------------

G|-------------

 

 

Последние три ноты играем триплетом. Первую можно взять слайдом.Используется и в минорных и в мажорный пентатониках в середине партии, как правило, "в самом разгаре" соло. Создает ощущение "чего-то, зовущего вдаль". Эта фраза часто создает почву, чтобы перейти к более высокой октаве. Переход можно совершить следующим образом(в Em/G):

 

e|-------------------------------------------------------------------

B|--------------------------------17--15-----------------------------

G|-16--14p12-14--16--12-------12-------------------------------------

D|-----------------------12h14---------------------------------------

A|-------------------------------------------------------------------

E|-------------------------------------------------------------------

                         \______/

                         триплет

 

 

 

 

2. Можно сказать, "классическое" вступление. Bob Daisley E Lee – из группы Оззи Озборна и Jimmy Page его часто использовали в своем творчестве. Для С(Am):

 

e|----------------------                 ----------------------------

B|----------------------                 ----------------------------

G|---7b9r7--5--7--------    или же       ---7b9r7--5--9--------------

D|----------------------                 ----------------------------

Отличный прием. Лучше использовать для мажорных пентатоник.

 

 

 

3. Начало рок-н-рольной последовательности. Вообще-то, рок-н-рольные соляки лучше создавать на основе чего-нибудь покруче пентатоники, но некоторые умельцы, я думаю, изучив только пентатонику, уже смогут играть более-менее приличные рок-н-рольные партии. Для таких умельцев табулатура традиционного рок-н-рольного вступления (Johnny B Good слыхали? А вообще рок-н-рол?) в ля мажоре:

 

e|-----------5----------                -5-5-5-5-5-

B|-----5--7--5----------  а можно и     -5-5-5-5-5-

G|-/6-------------------  продолжить    -----------

D|----------------------                -----------

 

 

 

4. Быстренькое звукоизвлечение в нисходящем направлении.

Частенько, в произведениях рок, хард рок и металлического характера можно слышать приемчик, создающий впечатление "падения вниз". Смысл заключается в переборе нот последовательностями(от 3 до 7 нот), каждый раз начиная все от более низкой ноты пентатоники(помните упражнение?). Количество нот в последовательностях может быть неодинаковым. Чтобы исполнять этот прием надо уметь достаточно быстро перебирать пальчиками по грифу, поэтому применять его стоит, только имея значительные навыки игры. В качестве примера приведу вырезку из одного очень известного произведения группы Led ZeppelinAm),которое, правда немного выходит из пентатонической последовательности:

 

e|------5---------------------

B|--------8-5-----------------

G|-/9---------7-5---7-5-------

D|----------------7-----7-5---

A|--------------------------8-

E|----------------------------

 

Играть очень быстро. По возможности используйте хаммер и пул-оф. Можно использовать в качестве начала соло партии(автор примера так и делает).

 

 

 

5. Напористое звукоизвлечение в восходящем направлении.

Вообще-то это по сути описанный выше прием, но только производимый в обратном направлении – от низких нот к высоким. Но только не возвращайтесь при игре в сторону низких нот более чем на одну(оптимальное количество нот в последовательностях – две-три) или вообще не возвращайтесь, иначе соло будет казаться не напористым, а спокойным или более мягким. Стоит также давать немного звучать последней ноте в каждой последовательности. В качестве примера привожу табулатуру части соло из песни Оззи Озборна LA Tonigt(очень советую послушать перед тем как играть). Отличная соло партия, сыгранная в рамках пентатоники, содержит все ее основные приемы игры. Итак кусок из этого соло(C):

 

e|-------------------------------------------------------------------

B|-8h11-8------------------------------------------------------------

G|---------9-5--5h7p5---5-7—-7-9--9-12-9p7-5-------------------------

D|--------------------7----------------------------------------------

A|-------------------------------------------------------------------

E|-------------------------------------------------------------------

  \трип./      \трип./  \ необходимая /\трип./

                          нам часть

 

 

 

Играя всего три последовательности по две ноты в каждой и заостряя на этой части партии внимание(путем более энергичного звукоизвлечения), гитарист добивается того, что этот пассаж выходит в соло на передний план и звучит необыкновенно красиво. Стоит заметить, насколько необходимо уметь играть триплетами(и вообще активно использовать хаммер и пул-оф), если даже в таком маленьком отрывке триплеты встречаются три раза!

 

 

 

6. Завершение мажорной последовательности. Для С:

 

G|----------------------

D|--7--5-----5----------

A|--------7-----7--5--3-

E|----------------------

 

Так это делали Битлы(Let It Be).

А можно и немного по-другому:

 

D|------------

A|--7--5--3-3-

E|------------

 

 

 

7. Завершение рок-н-рольной последовательности.

Ну коли умеем начать, должны уметь и кончить(А):

 

e|----------------------

B|--7--5----------------     Ноту в скобках извлекать необязательно.

G|--------6-(6)---------

D|-----------7----------

 

 

 

8. Завершение минорной последовательности на тонику.

Это чудо можно осуществить несколькими способами. Способ первый – закончить игру более низкой нотой, которой будет тоника. Попробуйте вот так(для Am):

 

E|----------------------

B|----------------------   Так как этот прием используют все,

G|--9--7--5-------------   кому ни лень, то выучите его и Вы.

D|-----------7----------

 

 

 

 

Вариаций на эту тему - уйма(попробуйте и другие последовательности тех же нот перед тоникой). Вариант второй – перед тоникой сыграть ноты, лежащие ниже нее(для Am):

 

G|--5-------------------

D|--------5--7----------  Для красоты можно дать позвучать ноте перед

A|-----7----------------  тоникой, а тонику взять слайдом вверх.

E|----------------------

 

 

 

 

Можно также закончить соло взятием тоники, лежащей на октаву выше (в последних двух примерах мы бы сыграли ноту не на седьмом ладу струны D, а на десятом ладу струны B).

 

 

Это все, что я хотел вам сказать по поводу пентатоники. Хорошо(очень хорошо) потренировавшись, можете переходить к следующему разделу.

 

Hosted by uCoz