Пентатоника

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Фразы

 

!!!Далее мы больше не будем использовать первый вариант аппликатуры пентатоники(*), а звездочкой будем обозначать просто прижимание струны на данном ладу!!!

 

"Движения" пентатоники. При построении аппликатуры пентатоники(#) было бы резонно задать вопрос:"А почему это мы выбрали тоникой ля именно на струне D, а не на E и не на B, как я сам же и советовал?" И правда – почему? Давайте построим аппликатуры с тониками на струнах ре и си. Сделайте это сами, без моей помощи. Теперь вы нашли аппликатуры для ля минорной пентатоники еще в двух октавах. А теперь возьмем и совместим все полученные аппликатуры Am пентатонике на грифе:

 

   1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16

e|---|---|---|---|---|---|---|-*-|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|

B|---|---|---|---|---|---|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|---|---|

G|---|---|---|---|-*-|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|---|---|---|

D|---|---|---|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|---|---|---|---|---|

A|---|---|-*-|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|---|---|---|---|---|

E|---|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|

Разным цветом выделены аппликатуры построенные от тоник разных октав.

 

Можно заметить, что аппликатура отдельной пентатоники при переходе к более высокой октаве "движется" вправо по грифу, а при переходе к более низкой – влево по грифу(на сколько ладов – посчитайте сами). Таким же образом будут двигаться ваши пальци при игре соло. А т.к. при обыгрывании ля минора(и вообще любой пентатоники) можно играть в аппликатуре, построенной от тоники любой октавы, да к тому же часто гитарист выходит за одной октавы, то совокупность аппликатур всех пентатоник, построенных от тоник всех возможных октав мы можем использовать для создания соло партии. И, зная нахождение на грифе лишь одной тоники можно построить всю пентатоническую нотную последовательность(учитывая движения пентатоники).

 

При построении аппликатур я советовал брать тонику на определенных струнах, однако, в реальных условиях необходимо уметь строитьаппликатуры от любой ноты, поэтому рассмотрим случай, когда тоника находится на струнах A, G и e. Разница небольшая и обусловлена лишь настройкой гитары. Пентатоническая последовательность нот для Ем(G):

   1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16

e|---|---|---|---|---|---|---|---|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|

B|---|---|---|---|---|---|---|-*-|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|

G|---|---|---|---|---|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|---|---|---|

D|---|---|---|---|-*-|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|---|---|---|

A|---|---|---|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|---|---|---|---|---|

E|---|---|-*-|---|-*-|---|-*-|---|---|---|---|---|---|---|---|---|

Можно заметить, что в последовательность вошли только две полные аппликатуры пентатоники(черная и красная), а еще две – только частично(розовая и зеленая).

 

Поиграв немного по полученной аппликатуре Вы, конечно же, задумаетесь:" А как сыграть еще выше, если мы уже на последней ноте аппликатуры на струне e?(12 лад для ми минора)" Самые сообразительные из Вас, знающие к тому же взаимосвязь нот на разных ладах двух соседних струн, уже догадались. Для этого сначала надо построить пентатонику на одной струне. Те кто попытается спросить:"Как это на одной – аппликатура-то захватывает две!"-могут спокойно читать что-нибудь попроще(а проще-только букварь). Теперь рассказываю как это сделать(для любой последовательности, и не только пентатонической) самым простым способом.

 

Аппликатура пентатоники состоит как бы из двух частей, каждая на своей струне: три ноты и две ноты(одна из них – тоника). Перенесем часть из трех нот на струну, где две оставшиеся ноты и получим:

 

|---|---|-*-|---|-*-|---|---|-*-|---|-*-|---|-*-|---|---|---|

 

Т.е. расстояние между частями – два лада(один тон). Если перенести часть из двух нот на струну с тремя нотами более низкой октавы, то, как ни странно, получим, что расстояние тоже два лада или целый тон.

Для пентатоники Ем:

 

  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22

e|-*-|---|-*-|---|---|-*-|---|-*-|---|-*-|---|---|-*-|

 

Если вы сумели воспринять и запомнить, все, что я говорил выше, то вы должны уметь находить на грифе все ноты  любой пентатоники. Если нет – прочитайте еще разок.

 

 

Hosted by uCoz