Пентатоника

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Фразы

 

Пришло время научиться  строить нужную нам пентатонику. Допустим, наша песенка начинается с Am(ля минор) и мы решили играть соло в ля миноре. Для этого необходимо построить аппликатуру ля минорной пентатоники. Как же это сделать? Для начала, разберемся с расположением пальцев на приведенной мною аппликатуре ми минорной пентатоники, обозначенной знаками номера. Ноты извлекаем следующим образом:

 

тонику – средним(можно и безымяным, лично мне даже удобней и скорость не страдает), указательным берем ноты, лежащие перед и после тоники – те, что лежат на пятом ладу(можно поставить маленькое баррэ),

последнюю ноту последовательности берем безымяным(лучше со слайдом, как в упражнении), перемещая указательный при этом на предыдущую ноту.

 

Т.о. у нас постоянно должна быть вилка из двух пальце шириной в два лада – из указательного и среднего или безымяного. А сейчас, собственно, построим нужную нам ля минорную пентатонику(или любую другую минорную):

 

1.     Ищем на грифе тонику (расположение нот на грифе надо знать) 

От. 1      2      3      4      5      6      7      8      9    10

E|--F---|------|--G---|------|--A---|------|--B---|--C---|------|-D-

B|--C---|------|--D---|------|--E---|--F---|------|--G---|------|-A-

G|------|--A---|------|--B---|--C---|------|--D---|------|--E---|-F-

D|------|--E---|--F---|------|--G---|------|--A---|------|--B---|-C-

A|------|--B---|--C---|------|--D---|------|--E---|--F---|------|-G-

E|--F---|------|--G---|------|--A---|------|--B---|--C---|------|-D-

Одним цветом обозначаются ноты одной октавы. Для тех, кто не в курсе: октава – условно выделяемая совокупность нот от одной ноты До до соседней(выше или ниже, не важно) ноты или расстояние между нотами равное двенадцати полутонам(двенадцать ладов на гитаре).

Советую(чтобы удобней было) выбирать для первой аппликатуры(*) минорной пентатоники тонику только(!) на струне Е(басовая ми),а для второй аппликатуры(#) преимущественно на струнах E(басовая ми),D или B.

 

2.     Вспоминаем аппликатуру минорной пентатоники(неконкретизируя тональность):

|--*---|------|------|--*---|                                         

|--*---|------|------|--*---|                                          

|--*---|------|--*---|------|                                           

|--*---|------|--*---|------|                                       

|--*---|------|--*---|------|                                       

|--*---|------|------|--*---|

 

 или:

|--#---|------|--#---|------|--#---|                               

|--#---|------|--#---|------|------|                                                               

замечание: на верхней аппликатуре не выделены остальные тоники, т.к. сейчас они нам не нужны; строить будем от этой тоники.

Выбираем нужную нам аппликатуру.

 

3.     "Прикладываем" аппликатуру на гриф. В первом(*) случае ставим указательный палец на найденную нами тонику на басовой струне(пятый лад в нашем примере), позиция которой соответствует жирной звезде на аппликатуре и получаем:

 5 лад

e|------|------|------|------|--*---|------|------|--*---|------|----

B|------|------|------|------|--*---|------|------|--*---|------|----

G|------|------|------|------|--*---|------|--*---|------|------|----

D|------|------|------|------|--*---|------|--*---|------|------|----

A|------|------|------|------|--*---|------|--*---|------|------|----

E|------|------|------|------|--*---|------|------|--*---|------|----

Во втором случае(#) на найденную тонику(выберем, для начала, тоникой Ля на седьмом ладу струны Ре) мы помещаем средний или безымяный палец, а указательный – на два лада ниже и достраиваем в уме аппликатуру:

5 лад          7 лад         9 лад

e|------|------|------|------|------|------|------|------|------|----

B|------|------|------|------|------|------|------|------|------|----

G|------|------|------|------|--#---|------|--#---|------|--#---|----

D|------|------|------|------|--#---|------|--#---|------|------|----

A|------|------|------|------|------|------|------|------|------|----

E|------|------|------|------|------|------|------|------|------|----

Вот и вся трудность. Теперь мы знаем аппликатуру для Ля минора(точнее - целых две).

 

 

Для мажорных пентатоник принцип абсолютно тот же самый(и аппликатура та же самая), только тоники в другом месте. Для первой аппликатуры(*) на наиденную на струне Е тонику ставим безымяный палец достраиваем аппликатуру. Для второй аппликатуры(#) тонику выбираем на струнах: A, G или e(не басовая ми). Учитывая расположение тоники в аппликатуре (см.выше) указательным пальцем прижимаем тонику и ноту на струне выше и мысленно достраиваем аппликатуру на грифе. Попробуйте построить аппликатуры для D(ре мажорная) пентатоники. У вас должно получиться следующее:

5 лад          7 лад         9 лад

e|------|------|------|------|------|------|--*---|------|------|--*-

B|------|------|------|------|------|------|--*---|------|------|--*-

G|------|------|------|------|------|------|--*---|------|--*---|----

D|------|------|------|------|------|------|--*---|------|--*---|----

A|------|------|------|------|------|------|--*---|------|--*---|----

E|------|------|------|------|------|------|--*---|------|------|--*-

 и

 5 лад          7 лад         9 лад        11 лад        13 лад

|------|------|------|------|------|------|------|------|------|----

|------|------|------|------|------|------|------|------|------|----

|------|------|--#---|------|--#---|------|--#---|------|------|----

|------|------|--#---|------|--#---|------|------|------|------|----

|------|------|------|------|------|------|------|------|------|----

|------|------|------|------|------|------|------|------|------|----

 

Если у вас получилось, то постройте сами аппликатуры для наиболее используемых пентатоник: для C, G, Bm. Если у Вас все правильно получилось, то вы заметите, что полученные аппликатуры совпадают с ранее найденными: до мажор с ля минором, соль мажор с ми минором, си минор с ре мажором.

 

Hosted by uCoz