Начнем мы с самого простого – с
пентатоники. С помощью нее можно играть соляки ко многим рок
произведениям(напр. Сольные партии в альбоме Чижа "Нечего Терять"
сплошь построены на пентатонике). Но, хотя пентатоника и является достаточно
мощным инструментом, далеко не все соло можно исполнить, используя только ее
одну.
На грифе это выглядит примерно
следующим образом:
Em(G) пентатоника
Лад:1 2 3 4
5 6 7
8 9 10
*|------|------|--*---|------|------|------|------|------|------|----
*|------|------|--*---|------|------|------|------|------|------|----
*|------|--*---|------|------|------|------|------|------|------|----
*|------|--*---|------|------|--#---|------|--#---|------|--#---|----
*|------|--*---|------|------|--#---|------|--#---|------|------|----
*|------|------|--*---|------|------|------|------|------|------|----
Это открытые ноты(струна не зажимается).
Звездочками(*) и знаками
номера(#) показаны две разные, наиболее удобные аппликатуры пентатоники.
Лучше выучить их по-отдельности. Более простая – звездочки, более удобная –
знаки номера.Жирными выделены тоники(ноты Ми).
//Тоника–главная(основополагающая)нота любой нотной последовательности
(и пентатоники тоже).
Аккордные последовательности
песни, как правило, начинаются с аккорда, который мы выбираем для определения
того, какую пентатонику нам использовать. Если это аккорд Ам, то используем
Ля минорную пентатонику, если D, то используем Ре мажорную
пентатонику. Как построить нужную пентатонику начиная с тоники будет
рассказано ниже. Соло, лучше заканчивать на тонику, это создает впечатление
завершенности. В скобочках я указал на то, что пентатоника Ми минор - это еще
и пентатоника соль мажор. Так оно и есть, разница лишь в том, что если мы
играем соло по этой аппликатуре для соль мажора, то тоники у нас будут
расположены иначе:
G(Em) пентатоника:
Лад:1 2 3 4
5 6 7
8 9 10
*|------|------|--*---|------|------|------|------|------|------|----
*|------|------|--*---|------|------|------|------|------|------|----
*|------|--*---|------|------|------|------|------|------|------|----
*|------|--*---|------|------|--#---|------|--#---|------|--#---|----
*|------|--*---|------|------|--#---|------|--#---|------|------|----
*|------|------|--*---|------|------|------|------|------|------|----
Тоники в этом случае – ноты
соль.
Если написанное выше в вашем
мозгу не укладывается с третьего прочтения, то закройте этот документ, а
гитару продайте и никогда больше этим не занимайтесь.
А теперь – немного упражнений.
Попробуйте поиграть ноты следующим
образом(цифра-порядок извлечения ноты):
Лад:1 2 3 4
5 6 7
8 9 10
11------|------|--12--|------|------|------|------|------|------|----
9|------|------|--10--|------|------|------|------|------|------|----
7|------|--8---|------|------|------|------|------|------|------|----
5|------|--6---|------|------|--3---|------|--4---|------|--5---|----
3|------|--4---|------|------|--1---|------|--2---|------|------|----
1|------|------|--2---|------|------|------|------|------|------|----
…и в обратной
последовательности. Когда будет более менее нормально получаться, можете
попробовать поиграть следующим образом(это уже табы):
e|-3--0-------0------------------------------------------------------
B|-------3-------3--0----3--0-------0--------------------------------
G|-----------------------------2-------2--0----2--0-------0----------
D|---------------------------------------------------2-------2--0----
A|-------------------------------------------------------------------
E|-------------------------------------------------------------------
e|---------------------------------------------
B|---------------------------------------------
G|---------------------------------------------
D|-2--0-------0--------------------------------
A|-------2-------2--0----2--0-------0----------
E|-----------------------------3-------3--0----
Можно заметить, что мы играем по три ноты в нисходящем(от более высоких
нот к более низким)порядке, каждый раз играя первой нотой из трех все более
низкую ноту пентатоники. Можете попробовать поиграть таким же образом, но уже
по четыре ноты,а потом также и в восходящем порядке.
Теперь попробуем немного(больше-чуть
позже) поиграть пентатонику по второй аппликатуре (обозначенной символом
номера).
e|-------------------------------
B|-------------------------------
G|-------------------------------
D|-------5--7--9--7--5-----------
A|-5--7-----------------7--5-----
E|-------------------------------
Теперь, коль уж мы учимся
исполнять соло, упражнение, содержащее некоторые основные приемы игры в этой
аппликатуре и способствующее(при правильном исполнении) удобной расстановке
пальцев:
e|-------------------------------- Последние три ноты играются
B|-------------------------------- быстро – по времени как две
G|-------------------------------- ноты.
D|-------5-/9--7----------5—-5h7—-
A|-5-h7-------------5--7--------7-
E|--------------------------------
Используемые условные
обозначения:
h-хаммер(hammer)
p-пул-оф(pull off)
/-целотонный слайд вверх(slide up)
\-целотонный слайд вниз(slide down)
b-бенд(bend)
r-рилиз(release)
|